Статья полковника С. А.Степанова
"Саратовские казаки"

 

Скачать полную версию статьи с фото и иллюстрациями

 

САРАТОВСКИЕ КАЗАКИ…

 

              Саратов… Глубинка России. Известный всем купеческий, а с начала 20 века и просвещенный город –  Императорский Университет Российской Империи открыт в 1909 году. Известные имена, богатая история. Не так прост Саратов. Широко известна фраза, высказанная устами Фамусова из Грибоедовского «Горе от ума» «К тетке! В глушь! В Саратов!...». Да, Саратов сыграл, да и продолжает играть сильную и значимую  роль в истории России…

                 А в конце ХХ-го века на улицах Саратова объявились новоряженные персонажи – казаки. Вначале вызывавшие усмешки саратовцев – мол, какие казаки в купеческом городе… Потом появился  Саратовский отдел Волжского Казачьего войска, указы Президентов, от Ельцина до Путина, о возрождении казачества. Свой атаман – А.В. Фетисов… Реестровые списки… Казачьи фестивали песен … Станицы и округа – Балашовский, Хоперский… В общем, казаки прочно стали вырисовываться на социуме Саратовской области. Теперь уже казачество – сильная организация со своим Уставом, Положением, формой одежды… А ухмылки саратовцев не проходят – откуда же в Саратове взялись казаки? Не дань ли это моде на фольклор, на возрождение русской идеи или еще чего?

                  К сожалению, малую толику истории казачества, как своеобразного военного сословия,  большинство из нас узнало по фильму С. Герасимова «Тихий Дон». Да – это казаки! Но лишь немногие знают – были и другие казачьи войска, не менее славные, чем  Донские. Вся Российская Империя до 1917 года, кроме административных губернских  границ, делилась и на границы Казачьих войск. А их было немало – целых одиннадцать!

                  Вот в этой работе мы и попробуем разобраться – кто же такие саратовские казаки, были ли они реальностью, и есть ли им место в современной Российской истории? Имеет ли право Саратовская область гордо причислять себя к понятию казачества на своей земле?

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

 

С покорением Иваном Грозным Казанского (1552 г.) и Астраханского (1557 г.) ханств начинается планомерное заселение русскими территорий Поволжья. В XII-XIV веках существовали русские поселения в Вольском, Красноармейском, Лысогорском, Турковском, Балашовском районах (по их современному звучанию), что подтверждается исследованиями саратовских археологов.

«Падение Царства Астраханского в 1557 году даровало России огромное протяжение юго-восточных степей нынешнего нашего отечества и ввело этот край, носивший общее название Низовья и Придонья, в систему русской жизни. Астрахань скоро сделалась для нас важным пунктом торговли с Персией, Хивою и Бухарою… Волга стала единственным тогда путем новооткрытого знакомства запада с востоком.
Каждогодно начали ходить по Волге ряды больших судов, называемые караванами, с персидскими и бухарскими тканями, плодами, рыбою и обратно отправлялись с хлебом, полотном, железом и английскими и немецкими сукнами и материями. Плавание караванов по Волге было небезопасно: им угрожали и татары и калмыки, и черкесы и русские удальцы, променявшие домашнюю жизнь и царскую или боярскую службу на разбойничьи струги. Поэтому караваны долго сопровождались вооруженными астраханскими стрельцами.
              Сначала эти караваны по берегам Волги от Астрахани до Нижнего Новгорода, где их ожидал таможенный осмотр, не встречали никаких городов, кроме развалин павшей столицы Золотой Орды на Ахтубе Сарай-берке и Укека близ нынешнего Саратова, потом начали появляться города: возникла Самара, потом явился Царицын. Торговая деятельность, необходимость защиты и удержания края в руках России год от году наполняли берега Волги селениями и городами. При царе Феодоре Иоанновиче возник Саратов.» 

           В 1571 году на левом берегу Волги была основана Караманская станица – первое поселение Московского государства в нашем крае. Станица в XVI веке, помимо обозначения оседлого селения, - еще и группа конных служилых людей, которая «ездит», пересекая «Дикое поле» (бескрайние поволжские степи) на большом пространстве. Возглавлял станицу стоялый голова. Каждая станица насчитывала по 6 человек конных служилых людей, включая «вожу» - проводника, выполняла задачу наблюдения и оповещения о приближающейся опасности. Посреди станицы ставилась высокая сторожевая вышка для наблюдения за «диким полем», называемая шиханом. Однако находиться в постоянных разъездах служилым людям было тяжело без постоянного пристанища. Поэтому «конная станица» с годами превратилась в станицу оседлую. Ее выстроили казаки и стрельцы на небольшом полуострове, образуемом извилистым течением речек Карамана и Саратовки. 

         Краеведы XIX столетия Ф.Ф. Чекалин и А.И. Шахматов относили существование станицы к Правобережью (район современного села Пристанного). Население Караманской станицы состояло из служилых людей – казаков, стрельцов, пушкарей – всего 135 человек. Гарнизон нес функции погранформирования. В 1576 году Караманская станица была перенесена дальше на запад, к Тилеорманскому лесу (правый волжский берег). 

        Вскоре вышло Уложение московского государя о сторожевой станичной службе. На его основании юго-восточная окраина России застраивалась рядом городов-крепостей.

         После смерти Ивана Грозного, в правление его сына Федора началось создание единых сторожевых линий, и появились крепости Самара (1586 г.), Царицын (1589 г.), Саратов (1590 г.). Поволжские города были тогда единственными изолированными русскими колониями в этой стороне Московского государства. Из жителей, поселившихся по Волге после падения Астраханского Царства, более всех имели начала исторической деятельности волжские казаки, которые появились во второй половине XVI века из перешедших на Волгу донских казаков и беглецов из Московского царства. Служа оплотом России и орудием расширения и распространения русской национальности, казаки в то же время были важнейшим препятствием к водворению гражданственности на юге России.

         Вообще на казачество надобно смотреть как на выражение противодействия старой удельно-вечевой вольницы, улегшейся под спасительным скипетром порядка и власти, новому образу политического и бытового существования России. В истории казачества постоянно усматриваются два противоположных направления: одно правильное, клонившее казаков под власть законного русского государя, другое — превратное, делавшее их врагами порядка, закона и власти. Поэтому казаки в  старых деловых бумагах и в нашем старом народном образе выражения разделяются на верных и воровских казаков. Волга, а в частности Саратов,  с самого основания здесь казачества, постоянно была сценою деятельности казаков последнего рода, то есть воровских, а проще говоря -  шаек грабителей и разбойников, которые постоянно уничтожались государевыми войсками.

           В конце царствования Иоанна IV Грозного казаки волжские составляли уже сильное военное общество, устроенное по образцу, общему для всех казаков, носивших различные наименования только по местности их жительства. Они управлялись выборными атаманами, под властью которых были есаулы, сотские и пятидесятские.
              В седьмом и восьмом десятилетии XVI века, 1559—1577 г., казаки занимались разбоями по Волге, грабили шедшие по реке  суда и умерщвляли на них людей, не разбирая, были ли то суда казенные или частные, находились ли на них послы или торговцы, бухарцы, хивинцы, персияне или же русские.
               Царь Иоанн Васильевич принужден был посылать на них войско под начальством воевод, чтоб хватать и вешать удалых воровских казаков. В 1580 году волжские казаки нанесли последний удар Сарайчику (Сарай-Берке), которым владел ногайский князек Урус, тщетно жаловавшийся на казаков ИоаннуIV.
              В следующем 1581 году казаки под предводительством своих атаманов Ермака и Кольца с товарищами, преследуемые гневом Иоанна Грозного и приглашаемые прозорливыми купцами-промышленниками Строгановыми, двинулись вверх по Волге, Каме и Чусовой, в три года завоевали для русской державы Сибирское царство и проложили путь к обладанию неизмеримыми пространствами Северной Азии. Так казаки входили в историю царства российского, становясь его грозною военною силою

             Главная деятельность волжских казаков того времени  постоянно была направлена на грабежи и убийства послов, бояр, приказных людей и богатых. По Волге невозможно было иначе плавать, как под прикрытием значительной военной силы, но и эта защита часто была не надежна, потому что казаки нападали большими партиями. Народные предания до сих пор сохранили в саратовской губернии память многих из таких удалых; так, например, рассказывают о лже-сыне Ивана Грозного  Кудеяре, жившем, как одни полагают, близ селения Лох в Бурассовском  уезде, другие — близ села Репного, третьи — в горе Богатырке над Хопром, в балашовском уезде, неподалеку от села Большого Карая, и о Кувыкане, жившем в саратовском уезде. Множество народных песен, богатых резкими картинами, поразительных дивным сочетанием варварства с томным чувством, остались живыми памятниками этой страшной эпохи.

             Развиваясь год от году, превратное, противодействующее порядку направление волжского низового казачества блеснуло, наконец, в эпоху Стеньки Разина. В августе 1670 года Разин двинулся от Царицына вверх по Волге, объявляя, что хочет везде устраивать казачину. Саратов сдался мятежнику без сопротивления. Воевода Лутохин, дьяки, подьячие, дворяне, дети боярские были перетоплены, имущество их разделено между чернью.  Город принял казацкое устройство.

          Живою памятью этой страшной эпохи остались народные песни, описывающие злодеяния, утехи и смерть Разина и его товарищей, до сих пор перелетающие из уст в уста у поселян саратовской губернии. Вспомните знаменитую казачью песню «Ой, то не вечер», иначе называвшеюся «Сон Стеньки Разина».         В двадцати верстах выше Камышина над Волгою есть курган, носящий у местных жителей прозвание Разинова кургана. Конечно, нет никаких оснований думать, что этот курган действительно имеет какое-нибудь отношение к Стеньке. Есть еще в разных местах курганы и урочища с его именем. А клады Стеньки Разина до сих пор ищут, даже в Саратове.

        Преобразования Петра Великого породили множество недовольных, которые искали себе сохранения старых обычаев в поволжском низовье. В 1700 году вспыхнул бунт в городе Дмитриевске, переименованном в 1692 году из Камышинки в Камышин. Подстрекаемые донскими казаками дмитриевцы вместе с ними рубили головы и топили тех, которые повиновались царскому указу о бритье бород. Астраханский воевода князь Хованский с калмыками усмирил мятеж, объявив впрочем прощение виновным, потому что они были почти насильно к тому принуждены казаками.
            Между тем, меры преобразования Петра Великого касались и саратовского края. Население края увеличивалось, несмотря на разбои удальцов и также страшные набеги татар и калмыков, бродивших шайками по степям. В 1698 году основан Петровск, населенный пахотными солдатами, пушкарями и снабженный окружною землею, по жалованной грамоте. Он был укрепленной крепостью. Саратов делался год от года многолюднее и уже при царях Иване IV и Петре Iв нем была пристань. В 1697 году построен был в этом городе Собор под именем Старого Собора (Троицкий собор). Около того же времени возникли Крестовоздвиженская, Введенская, Вознесенская и Спасопреображенская церкви.               В 1701 году Петр Великий приказал из Казанского наместничества выдать Саратову грамоту на окрестную землю по Волге на нагорной стороне и на луговой. Преобразователь России, обратив внимание на близость Дона и Волги, возымел великую мысль соединить их каналом и в 1698 году намеревался приступить к этому делу, соединив реку Иловлю, впадающую в Дон, с Камышинкою, впадающею в Волгу; им занимались сначала иностранцы: немец Брекен и англичанин Перро, потом русские, но ни те, ни другие не оставили для нас, потомков, ничего, кроме засыпанных уже временем следов этого канала. 

         Следуя в персидскую войну, Петр Великий лично посетил Саратов в 1722 году, где воевода Беклемишев встретил его с почестями, и за усердие получил от императора в подарок остров на Волге,  названный именем Беклемишева. Петр, якобы,  пробыл в Саратове сутки, живя в деревянном домике, нарочно выстроенном для его проезда.

        Существует версия, что на небольшом островке под Саратовом в конце XVI века располагался казацкий укрепленный пункт охраны правого берега Волги от набегов кочевых орд и крымского хана. От этого и получил остров свое название – Казачий (по другим данным, остров назван Казачьим потому, что вышеназванный воевода Беклемишев разрешил казакам на заливных лугах острова косить сено). 

           Вновь возникшие города-крепости стали опорными точками для волжских казаков (т.е. находящихся на службе у государства и получавших от него денежное довольствие, провиант, боеприпасы). Здесь формировались отряды, в которые для большей надежности посылались «дети боярские, московские и казанские стрельцы». Делались подобные шаги правительством недаром – в 1613 году Саратов был сожжен шайками вольных  «воровских казаков» атамана Ивана Заруцкого. Отметилась «казацкая вольница» и в последующих антиправительственных выступлениях – разинском восстании (1667-1671 гг.), походах булавинских атаманов И. Некрасова и Л. Хохлача на Саратов (1708 г.), ежегодных набегах на «царевы, патриарший и купеческие караваны».

               Правительство Петра I решило окончательно положить конец смуте и разбоям на Волге. После одного из набегов кубанских татар (1717 г.) на территории между Саратовом и Пензой были размещены два драгунских полка и 500 донских казаков. Петр I распорядился сделать сторожевую линию на расстоянии 60 верст от Царицына до станицы Качалинской на Дону. Эта линия стала довольно мощным фортификационным сооружением – казаки и драгуны отрыли ров, насыпали вал (в народе до сих пор называют Петров вал), по которому устроили заграждение и 4 крепости (Донская, Грачи, Медоточная, Осокорь) и 25 более мелких форпостов. На форпостах перед линией содержались казачьи караулы с сигнальными пирамидами-шиханами. 

               При Петре Великом Саратов в 1708 году, при учреждении 8 губерний, первоначально стал принадлежать к Казанской губернии, которая соединена была с астраханскою, а губернатор назывался казанским, астраханским и всего низовья и Уфы. Саратов был маленький городок, потому что к нему не относились пригороды, как к Симбирску, Астрахани, Уфе, Пензе и Казани. В 1717 году Астраханская губерния была отделена от казанской и заключала в себе следующие города: Астрахань, Симбирск, Самару, Саратов, Петровск, Дмитриевск, Царицын, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев на Яике.
            В Саратове в это время находилось всего восемьдесят два двора.
После смерти Петра Великого, в 1728 году по случаю открывшейся опасной болезни в Астрахани, Саратов отделили от астраханской губернии и подчинили казанской и симбирской провинции; в этом состоянии он оставался до 1739 года. когда для скорейшего решения дел Саратов снова отнесен был к астраханской губернии.
           Давно уже исчезли прежние волжские казаки, караемые рукою правительства; они разбрелись на Дон и Яик; другие переродились и перестали быть казаками, но в царствование Анны Иоанновны они возникли уже более правильным казачьим сословием.

                 В 1734 году для несения постоянной службы на волжскую линию перевели 1057 семей донских казаков, их расселили по Волге в четырех станицах. Войско, созданное донцами на Волге, получило название Волгского, имело свое знамя, униформу, знаки отличия. Но за участие в пугачевском бунте (1773-1775 гг.), когда казаки поддержали Пугачева,  Волгское казачество Указом Императрицы Екатерины II было расформировано, большая часть казаков выслана на Терек, дав начало (старшинство по-казачьему) ныне известному Терскому Казачьему войску.

               Указом от 11 января 1780 года учреждено саратовское наместничество, разделенное на девять уездов: Саратовский, Хвалынский, Волгский, Аткарский, Кузнецкий, Петровский, Сердобский, Балашовский и Камышинский… Царицын отнесся к Астраханской. Дворцовые села переименованы были в города: Сосновый Остров в Хвалынск, село Малыковка в Волгск, Нарышкино в Кузнецк, Балашово в Балашов; селение пахотных солдат Еткара в Аткарск, Большая Сердоба в Сердобск.

 

             В 1781 году утверждены были также гербы новообразованных городов. Герб Саратова - три стерляди, означающие изобилие этих рыб. Бывший прежде городским, Саратов сделан был губернским.

            В 1796 году указом от 11 декабря велено было вновь  упразднить Саратовскую губернию, а принадлежавшие к ней места по близости причислены или к пензенской, или к астраханской губернии, но в следующем году указом от 5-го марта  велено Саратов учредить снова губернским городом, а Пензу оставить уездным. В Саратовской губернии, по предложению губернатора Ланского, было оставлено десять городов: Саратов, Пенза, Волгск, Хвалынск, Сердобск, Новохоперск, Камышин, Царицын, Кузнецк, Петровск. Города Аткарск, Балашов, Мокшан и Городище стали поселениями, но городовые магистраты в них оставлены и купцы и мещане находились в их ведомстве, потом Новохоперск отнесен был к Воронежской губернии, а Черный Яр к Астраханской.
                 В конечном итоге, саратовская губерния сформировалась и занимала значительную территорию вдоль правого берега Волги от Самары вплоть до Астрахани. Левобережье Волги относилось к Самарской губернии. Значимость Саратова как города-крепости к XVIII веку значительно снизилась, но неспокойный юг Российской Империи, и близость азиатских степей, вынуждали русских государей всеми силами укреплять границы России. И немалую, а порой главенствующую роль в охране русских границ должны были сыграть казаки, которые к тому времени окончательно стали на путь верного служения государству российскому.

 

КАЗАЧЬИ ВОЙСКА РОССИИ

              С 1802 г. казачество  подчиняется Военному Министерству России. Ушли в прошлое воровские казаки, Разинцы, Булавинцы, Некрасовцы, Пугачевцы… Казачество дало присягу на верную службу Русскому Государю и приобрело свой, неведомый  ранее в истории статус – военного сословия, построенного по своим законам. 

              В 1835 г. официально закрепляется замкнутое военное сословие Казачьих войск со своими штатами, куда было запрещено зачислять лица других сословий, выходить из него или переходить на службу в регулярную армию, заключать браки с иногородними. Это  положение распространялось  на все казачьи войска.

             Надо отметить, что войсковые границы Казачьих войск не совпадали с границами губерний. Саратов, как губернский город, плотно соседствовал, а иногда и впрямую заходил в границы области  Войска Донского на юго-западе, Астраханского на юге и Уральского Казачьих войск на юго-востоке. Крестьяне, поселявшиеся на казачьей земле, объявлялись иногородними.  По Высочайшему Указу в 1870 г. губернские города граничных рубежей, для несения службы обязаны были содержать казачьи полки на своей территории. Размещение казачьих полков Донского, Астраханского, Уральского и даже Оренбургского Казачьих войск на территории Саратовской губернии было постоянным.

         В административном отношении казачьи войска подчинялись Департаменту военных поселений (1835 г.), Главному управлению иррегулярных войск (1867 г.), Главному управлению казачьих войск (1879 г.), Казачьему отделу Главного штаба армии (1910 г.). Возглавлял казачьи войска атаман всех казачьих войск (с 1827 г. – наследник престола). Во главе каждого войска стоял наказной (назначенный властью) атаман. Станичные управления и хуторские атаманы избирались на сходах. Войсковой круг был упразднен. В ходе военной реформы 1860-70 г.г. казачьи войска включаются в состав губерний и областей.

              Все Казачьи войска по границам своих земель состояли из двух или трех военных отделов, которые формировали казачьи полки для несения службы в различных частях страны.

             С 1874 г. по Уставу о воинской повинности казаки состоят на службе с 18 до 38 лет, из них первые три года в «приготовительном» разряде (из них 2 года в станице, третий – в лагерях). Следующие 12 лет находились в «строевом» разряде ( 4 года в частях 1-й очереди, а затем – 2 и 3-й очереди) и проживали в станицах. При этом 2-я очередь ежегодно собиралась в лагерях, а 3-я проходила один лагерный сбор в 4 года. Затем шел «запасный» разряд (5 лет), а затем ополчение. В 1909 г. «приготовительный» разряд сократили до года, а срок службы снизили до 18 лет.

            Конные казачьи полки сводились в бригады (2-3 полка), дивизии и корпуса. Пешие (пластуны) казаки имели батальонную структуру, артиллерийские части –  артиллерийские дивизионы и бригады.

   

Всего к началу XX века в Российской Империи имелось 11 Казачьих войск:

Донское казачье войско – впервые упоминается в 1570 г. в похвальной грамоте царя Ивана IV. Сыграло решающую роль в формировании казачества. В 1866 г. переименовано в область Войска Донского. В состав ВД входили и казаки-хоперцы, проживающие по берегам реки Хопер.  

Оренбургское казачье войско – создано в 1748-55 г.г. из оренбургских, яицких, самарских, ставропольских, уфимских и исетских казаков. В 1798 г. войско состояло из Оренбургского, Ставропольского, Калмыцкого, Башкирского и Мещеряковского казачьего войска.

Уральское казачье войско – образовано после Пугачевского бунта из Яицкого в 1775 г. с центром в г. Уральске. Территория войска делилась на разделы – Лбищенский, Гурьевский и Уральский.

Астраханское казачье войско – основанием войска следует считать 1556 г. — год покорения Астраханского царства и взятия Астрахани ратью Иоанна Грозного. Как войско окончательно сформировано в 1817 году. Насчитывало 18 станиц от Астрахани до Саратова по правому берегу Волги.

Уссурийское казачье войско – от Хабаровска на юг до озера Ханка по реке Уссури. Выделено отдельно от Амурского казачьего войска

Амурское казачье войско – по рекам Амур и Уссури.

Сибирское казачье войско – в Западной Сибири и Казахстане ( центр – Омск) Старшинство с 1592 г. с признания «государевой» сотни Ермака Тимофеевича. Как линейное войско – с 1808 г.

Семиреченское казачье войско -  образовано в 1867 г. обособлением от Сибирского (центр – Алма-Ата)

Забайкальское казачье войско – сформировано в 1851 г. из части сибирских казаков ( центр – Чита)

Кубанское казачье войско – по среднему и нижнему течению реки Кубань (центр – Екатеринодар)

Терское казачье войско – устье реки Сунжа при впадении в реку Терек (центр- Владикавказ)

 

             К 1914 г. в Казачьих войсках насчитывалось 54 конных полка, 6 пластунских батальонов, 23 арт.батареи, 11 отдельных сотен, 4 отдельных дивизиона, Императорский конвой. К 1917 г. уже было  164 конных полка, 54 батареи, 30 батальонов пластунов, 179 отдельных сотен ( всего 200 тысяч человек).

          Тактика казаков – конная «лава», стремительные фланговые и фронтальные удары.              

          Во время гражданской войны казачество, как и вся великая Русская империя, раскололось на два враждебных лагеря – белых и красных. Большинство казаков, оставшись верными присяге царю, яростно дрались со своими «красными» братьями, став серьезной силой в борьбе против большевиков. И неспроста в 1918 г.,  Советское Правительство в лице Я. Свердлова подписало приказ на поголовное физическое уничтожение казачества, как класса, невзирая на то, что за «красных» также воевали казаки, а в некоторых казачьих частях создавались Советы казачьих депутатов. И к 1922 г.советская власть окончательно уничтожила  казачество как класс, признав его реакционным и контрреволюционным. Казаки исчезли из истории нашей страны на долгие годы…


САРАТОВСКИЕ КАЗАКИ

          Как было сказано выше, с середины XIX-го и начала  XX-го века приграничные губернские города, в том числе Саратов, обязаны были содержать на своих территориях казачьи полки 1-й очереди для несения различного рода служб – пограничной, конвойной, почтовой фельдсвязи, охранных.  

            Поэтому и в самом Саратове и в уездных городках и даже поселках дислоцировались казачьи части – от сотни до  полка. Это были части различных казачьих войск, но в основном, в Саратове стояли 1-й Астраханский казачий полк (командир полковник граф Келлер А.А.) и сотня 3-го Астраханского казачьего полка, две сотни 5-го Донского казачьего полка (2-й Донской округ, станицы Нижне-Чирской).

 Во время событий 1905 г. Саратовский губернатор П.А. Столыпин дополнительно вызвал в Саратов 2 казачьих полка Уральского казачьего войска для подавления восставших. По уездным городам губернии расположились отдельные сотни и команды. Донские (хоперские) казаки размещались для несения службы  в Придонье (реки Хопер и Медведица впадают в Дон) на северо-западной окраине по рекам Хопер и Медведица, захватывая Саратовскую губернию – в Балашове и Романовке, Аркадаке и Аткарске, Петровске…

          В самом Саратове еще в начале XVIII века существовала казачья команда (сотня), которая с 1721 года именовалась Саратовской станицей. Первоначально относилась к  войску Донскому, позже (с 1734 г.) Волгского. В 1817 году она вошла в состав Астраханского казачьего войска и стала самой северной войсковой территориальной единицей (Астраханское войско имело 18 станиц и 57 хуторов).

     

 

Справка. В административном отношении Астраханское казачье войско  делилось на два отдела (правление 1-го войскового отдела было в Енотаевске Астраханской губернии, 2-го — в Камышине Саратовской губернии), должность Наказного Атамана выполнял астраханский военный губернатор.

           Среди одиннадцати казачьих войск, существовавших в России накануне революции, только Донское и Уральское образовались самостоятельно, а остальные, включая наше Астраханское, были образованы по решению Правительствующего Сената, который выделял для этого земли, указывал места расположения станиц.

          Астраханское Казачье Войско длинной цепочкой из 18 станиц растянулась, примерно на 800 верст, по правому берегу Волги от станицы Городофорпостинской (Атаманской) в Астрахани  до станицы Саратовской в г. Саратов, и только 4 станицы находились в Заволжье.

           АКВ формировало три конных казачьих полка. Из них,  в  третий полк входили  станицы Пичуженская,  Александровская,  Камышинская и Саратовская. Штаб - квартира в городе Саратове.
        Главным занятием казаков низовых станиц было скотоводство, затем рыболовство. Верховые станицы занимались земледелием. Перед революцией коренных астраханских казаков (включая саратовских) было около 50-ти тысяч. Строевая форма была такой же, что и у донцов, с той лишь разницей, что околыш фуражки, погоны и лампасы были желтого цвета.

      Селились саратовские казаки за чертой города в Казачьей слободе (район современной Сенной площади), где построили деревянную Покровскую церковь (с 1843 года – купец Вирцев выстроил каменный храм, который еще долго называли казачьей церковью). 

        Помимо горной части Саратова, казаки расселялись на Ильинской улице. Образовали две новые улицы в центре Саратова -  Большую и Малую (ныне Яблочкова) Казачьи. Станица получила свое самоуправление – атамана, станичное правление, казначейство, суд. Границами станицы стали улицы Большая Горная, Хвалынская и Галкина-Врасова (ныне Люксембург). Станичники при этом считались полноправными жителями города, то есть исправно платили подати (налоги) в городскую казну, за исключением земельного и домового налога – казачья привилегия.

          К концу XIX века в район нынешнего Сенного рынка были переданы казачьи склады и хозяйственные службы. Казачьи обозы, отправляемые из Саратова к местам несения службы казаков, формировались на прилегающей площади, тоже называемой Казачьей. На ней проводилась продажа дров и сена, почему скоро она получила название Сенной. Отслужившие срок казаки-очередники  возвращались в Саратов, составляли заметную часть городского населения: всего их вместе с членами семей насчитывалось до 2 тысяч человек. Занимались они, как правило, промыслами, связанными с лошадьми: извоз, коннозаводство, заготовка фуража.

          Были среди казаков и рыбаки, ремесленники, мелкие торговцы, некоторые выходили в купцы. Все саратовские станичники после службы продолжали носить на руке плетку-нагайку, на голове синюю фуражку с желтым околышем, шаровары с желтыми лампасами (традиционные цвета Астраханского Казачьего войска) и ходьбе предпочитали езду верхом. Соответственно, казаки служили по казачьим уставам, подразделяясь на  казаков-очередников 2-го войскового отдела (Камышинского) Астраханского КВ. Нередко казаки других казачьих войск, выходя в ополченский разряд, оставались для проживания в Саратовской губернии, сохраняя при этом свои обычаи и традиции проживания. Служивые в войске Донском – красные лампасы, в Оренбургском – светло-синие. А жители городов и поселков губернии надолго запоминали казачьи обычаи, причисляя себя  к  потомкам казаков…

Саратовское станичное правление 2-го отдела Астраханского казачьего войска находилось на ул . Хвалынской. Атаман Саратовской станицы – есаул Э.В. Морозов, с 1902 г. - вахмистр А.А. Деревягин. Ко 2-му отделу АКВ относилось и станичное правление Камышинского уезда, входящее в Саратовскую губернию. 

         В начале XX века Саратовская станица, находившаяся в подчинении Главного управления Астраханского казачьего войска, считалась здесь одной из самых зажиточных. Насчитывала она уже 176 дворов с 1041 жителем. Всему Астраханскому войскук 1917 году принадлежало 808 тысяч десятин земли в Астраханской, Саратовской и Самарской губерниях (душевой надел земли был велик – 24-36 десятин). Это позволяло казакам Саратова быть не только доблестными воинами, но и пахарями… 

            Саратовская команда была самой крупной в Астраханском казачьем полку, а затем и в Войске. Конечно, не было Саратовского Казачьего войска и даже Саратовского Казачьего полка, но казаки-саратовцы были! Саратовцы служили на многочисленных заставах, кордонах и постах, участвовали во многих боевых делах. Так в 1736 -1737 гг. саратовцы участвовали в Крымском походе под командованием генерал - фельдмаршала Ласси (сами казаки называли его походом на Кубань). В отряде под командованием старшины Петра Федоровича Арскова было 115 саратовских казаков и 32 черноярских. Они входили в отряд донских казаков под командованием Данилы Ефремова (в будущем Атамана Донского Казачьего Войска).
          В 1737 году в отряде осталось 85 казаков и пятидесятник, и входили они в группу гвардии капитан - поручика Лопухина. Саратовцы участвовали в походах калмыцких войск в 1753 году под Кабарду, в 1756 году наряжено в калмыцкие отряды 30 казаков, знающих Калмыкии язык, в 1758 году с этой же целью откомандировано 15 казаков. Саратовские казаки умело и храбро действовали в русско - турецкой войне 1877 - 1878 гг. по освобождению Болгарии. Все казаки были награждены светло - бронзовыми медалями и специальными знаками на головные уборы, а вахмистр Василий Ломовцев и казак Петр Коновалов стали Георгиевскими кавалерами.

     В 1906 году в Войске образован взвод лейб - гвардии. В составе первого набора гвардейцев были саратовские казаки Михаил Колоколов и Константин Лебедчиков,

         Почетными казаками Саратовской станицы были:
1. Наказной Атаман Астраханского Казачьего Войска (Астраханский Губернатор в1884-1888 гг.) Свиты Его Императорского Величества генерал - майор Цеймерн Николай Максимович.
2. Наказной Атаман Астраханского Казачьего Войска (Астраханский Губернатор в1895-1903 гг.) генерал - лейтенант Фон Брюгтеней Газенкампф Михаил Александрович.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Саратовская область и город Саратов всегда являлись и до сих пор остаются казачьим перекрестком России. Тесно соседствуя с областью Войска Донского, являясь частью территории Астраханского Казачьего войска, гранича с Уральским казачеством, Саратов вправе числить себя в славной истории Российского казачества полноправным представителем. Возрождение казачества, начатое в нашей стране Указом Президента России в 1994 году, в полной мере касается и Саратова. Конечно,  гео-политическая обстановка нашей нынешней страны сегодня не требует специфических качеств  казачества – есть кому и границы охранять, и Родину защищать – но сложившееся веками военное сословие в образе казака должно стать серьезной человеческой твердыней в военно-патриотическом воспитании молодежи. Верность России, готовность жизнь положить на алтарь Отечества, казачьи традиции и обычаи, к которым так тянется молодежь, должны быть востребованы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.И. Костомаров «Очерки по истории  Саратовского края от присоединения его к Русской державе до вступления на престол Николая I», Саратов, 1858 г.
  2. А.А. Гераклитов «История Саратовского края » Саратов, из-во СГУ, 1923 г.
  3. И.А.Бирюков «История Астраханского Казачьего войска» Саратов, 1911 г. (из фондов СОМК)
  4. В.Н. Скворцов «Историко-статистический очерк Астраханского Казачьего войска» Саратов, 1890 г. (из фондов СОМК)
  5. А. Хорошихин  «Казачьи войска»  СПБ. 1881 г. (из фондов СОМК)
  6. Ф. Чекалин, "Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII в." Саратов, 1892 г.
  7. И. Плешаков «Рать Саратова. Очерки военной истории Саратова», Саратов, из-во СГУ, 2010 г.
  8. Указ Президента РФ от 15.06.1992 г. № 632 «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества
  9. Указ Президента РФ от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ РФ»

 

Интересный факт:     В августе 1919 г. возле с. Лопуховка Саратовской губернии в бою с красными войсками погиб знаменитый донской казак Козьма Крючков – первый Георгиевский кавалер войны 1914 г. Он уроженец Усть-Хоперской станицы войска Донского (ныне Волгоградская область)

 

  1. Цвета приборов Казачьих войск

 

 

Цвета мундиров, лампасов и околышей фуражек казачьих войск:
амурские казаки — темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
астраханские казаки — синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем
донские казаки — синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем
забайкальские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
иркутские казаки — тёмно-синие мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-синяя с жёлтым околышем
кубанские казаки — черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык.
сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем
семиреченские казаки -темно-зеленые мундиры,  малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем.
терские казаки — черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с светло-синим полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с светло-синем верхом, светло-синие погоны и башлык.
оренбургские казаки — тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем
уральские казаки — синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем
уссурийские казаки — тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем.